НАДПИСЬ В САМОМ ВЕРХУ!!!!
Депутат областной думы. Советский и российский прыгун в воду, двукратный олимпийский чемпион, единственный в истории обладатель 8 олимпийских наград в прыжках в воду. Заслуженный мастер спорта России. Почётный гражданин Воронежа.


С 2010 года - вице-президент Всероссийской Федерации по прыжкам в воду.
официальный сайт

Проект программы по совершенствованию системы организации питания детей, подростков, молодежи Воронежской области.

Основой для формирования программы послужил эксперимент по созданию школьного кафе «Веснушкино» в гимназии №9 , лицея №6, лицея №2 г. Воронежа

Цели:

- Повысить уровень здоровья молодого поколения Воронежской области.

- Обеспечить максимальное число учащихся и студентов доступным, вкусным, качественным, сбалансированным питанием на территории образовательных и спортивных учреждений Воронежской области.

- Повысить эффективность профилактики витаминной недостаточности у детей и молодежи за счет внедрения новых форм профилактических мероприятий.

- Повысить общее число школьников и студентов, получающих горячее питания в образовательных и спортивных учреждениях за счет внедрения новых форм обслуживания.

- Сформировать у молодежи навыки осознанного выбора продуктов и напитков для здоровья и ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

- Учитывая различие в поведении и психологическом восприятии внешней информации молодежи разных возрастных групп, внедрить действенную модель для старшеклассников, студентов и спортсменов специальной зоны принятия пищи по типу «Кафе здорового питания «Веснушкино»» под общим девизом » Мы выбираем здоровье «.Выбранная концепция оформления кафе, обеспечивает гигиеническую, эстетическую и психологическую комфортность для принятия пищи.

- Сформировать ассортиментный минимум кафе по типу «Кафе здорового питания «Веснушкино«», позволяющий обеспечить горячим питанием учащихся старших классов, студентов и спортсменов по доступным ценам и соблюдением физиологических норм питания. Довести уровень обеспечения горячим питанием молодежи Воронежской области до 90%.

- Сформировать у молодежи навыки осознанного выбора продуктов для здорового питания путем внедрения меню свободного выбора.

- Провести техническое переоснащение пищеблоков, помещений столовых образовательных и спортивных учреждений современным оборудованием, позволяющим полностью модернизировать систему общественного питания в образовательных учреждениях.

- Улучшить качество приготовляемых блюд, расширить их ассортимент.

- Внедрить новые безналичные формы расчетов учащихся в школьных и студенческих столовых (кафе).

- Обеспечить повышение профессионального уровня работы столовых путем внедрения новейших линий раздачи готовых блюд и современных безналичных форм оплаты питания.

- Разработать и внедрить в систему питания учащихся и студентов методы составления меню по специальным предварительным заказам для детей имеющих отклонения в здоровье, в частности, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и аллергическими заболеваниями.

- Обеспечить в полной мере дополнительную витаминизацию блюд и напитков в меню школьников, студентов и спортсменов новые, предусмотренную действующими Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования 2.4.5.2409-08.

- Создать систему первичного контроля здоровья молодежи путем открытия при учебных и спортивных учреждениях «кабинетов здоровья», оснащенных современными компьютерными системами оценки резервов здоровья.

- С целью выявления рисков здоровья на ранних стадиях и своевременной корректировки факторов, создающих подобные риски, сформировать и внедрить в практику систему постоянного мониторинга здоровья учащихся и студентов.

- Создать на базе образовательных учреждений Центры здоровья, позволяющие контролировать уровень здоровья и своевременно корректировать условия и режимы нагрузок, питания и других факторов, влияющих на здоровье.

- Создать эффективную систему контроля качества питания учащихся и студентов в образовательных учреждениях, сформировать группы контроля из профильных специалистов и родительской общественности.

- Создать систему лабораторного контроля качества блюд и сырья, поступающего в школьные и студенческие столовые (кафе).

- Сформировать план культурно-образовательных мероприятий, позволяющих повысить общий уровень культуры и образованности населения в вопросах здоровье сбережения и рационального питания, с привлечением к участию в этих мероприятий всех заинтересованных структур и СМИ.

- Разработать методы стимулирования населения к здоровому образу жизни и рациональному питанию, за счет региональных культурных, спортивных и образовательных мероприятий.

- Разработать поэтапный план реализации поставленных задач по предложенным направлениям на период до 2015 года.

 

Координационный Совет:

Дмитрий Иванович Саутин — Олимпийский чемпион, депутат Воронежской областной Думы.

Галина Георгиевна Снигур — член экспертной группы Общественной палаты РФ и координатор общероссийской программы «Ареал здоровья».

Калмыкова Людмила Владимировна – председатель комиссии по питанию Общероссийского Общественного движения «Россия – активное долголетие».

 

 

Школьное питание – новые формы работы.

Актуальность проблемы:

1. Состояние здоровья детей и подростков продолжает ухудшаться. Специалисты отмечают рост числа так называемых возрастных заболеваний у молодого поколения. В зону растущих рисков попали: нервная и обменные системы, органы зрения и слуха, костно-мышечная система. Отмечаются снижение репродуктивных и кроветворных функций молодых людей и ослабление иммунитета.

2. На продовольственном рынке страны все большее место занимают продукты глубокой технологической обработке и низкого качества, что существенно снижает пищевой и биологический статус питания.

3. По всей территории страны отмечаются устойчивые гиповитаминозные состояния. Витаминные дефициты определяются независимо от времени года и материального положения семьи. Витаминные дефициты часто сопровождаются различными анемиями.

4. Растут статистические показатели по асоциальному поведению детей и подростков: ранняя алкоголизация, табакокурение, наркотическая зависимость, повышенная агрессивность и склонность к депрессиям и суициду.

Все перечисленные выше факторы в той или иной степени зависят от состава пищевых продуктов употребляемых в питании детей и подростков.

Так различные консерванты, красители, стабилизаторы, ароматизаторы, улучшители вкуса и т.п., используемые современными производителями пищевых продуктов, при регулярном употреблении их в пищу, негативно воздействуют на системы организма, его защитные функции и работу мозга. Кроме того, сложные технологические процессы существенно изменяют структуру пищевых веществ, способствуют снижению их содержания в продуктах питания, что ведет к нарушению естественных биохимических процессов в организме.

Статистика показывает, что все больше семей отказываются от натуральных продуктов, предпочитая в повседневном питании различного рода полуфабрикаты, консервы, и продукты длительного хранения. Низкий уровень знаний и культуры родителей в вопросах рационального питания делает детей заложниками элементарной безграмотности и существенно ухудшает условия для нормального развития детского организма.

Обеспечить детей полноценным, сбалансированным питанием, повысить уровень образованности населения в вопросах питания на данном этапе возможно только в условиях организованных коллективов в образовательных учреждениях.

Сложности:

Недостаточность бюджетного финансирования с одной стороны и наличие карманных денег у детей и подростков, которые часто тратятся не на рациональное питание, а на приобретение сигарет, продуктов типа «фаст-фуд», кондитерских изделий, сладких напитков и пива.

Большое число торговых точек, реализующих неполноценные пищевые продукты и напитки в непосредственной близости от учебного заведения;

Недостаточное качество приготовляемых блюд в учреждениях образования из-за слабой материально-технической базы, низкого профессионального уровня поваров, отсутствия полноценного финансирования.

Низкий уровень культуры и образования родителей в вопросах питания детей и подростков.

Низкий уровень культуры и образования детей и подростков в вопросах питания.

Широкая реклама продуктов питания разового применения и напитков, перенасыщенных сахарами, консервантами и стимулирующими веществами.

Низкий уровень пропаганды здорового питания и здорового образа жизни среди населения, и среди молодых людей в частности.

Комплексные мероприятия в образовательном учреждении:

- проведение родительских собраний-конференций совместно с детьмипо вопросам организации питания учащихся, роли питания в формировании физического и психического здоровья человека, особенности современного рынка продуктов питания и его влияние на здоровье человека;

- проведение бесед, уроков с учащимися старших классов «Беседы о питании»;

- оформление стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету по вопросам рационального питания и здорового образа жизни;

- проведение конкурса на лучшее сочинение «наше школьное кафе»;

- участие детей в оформлении интерьеров школьных кафе, составлении меню и др.

- проведение анкетирования старшеклассников и родителей по вопросам организации питания через школьное кафе. Анализ замечаний и предложений.

Прогнозируемые результаты:

1. Обеспечение 90% школьников Воронежской области полноценным горячим обедом по минимальной стоимости.

2. Формирование ассортимента Школьного кафе по типу «Кафе здорового питания «Веснушкино«», доведение блюд до готовности непосредственно в условиях школьного пищеблока в строгом соответствии с технологиями, регламентированными СанПиН 2.4.5.2409-08, позволит обеспечить качество и полноценность питания школьников.

3. Cоздание возможности выбора блюд с учетом индивидуальных потребностей

(меню свободного выбора), сформировать навыки осознанного выбора продуктов для здоровья и формирование пищевых приоритетов. Кроме того, разнообразие и ежедневное обновление ассортимента позволит сформировать у молодых людей также потребность разнообразного питания, что является одним из условий профилактики пищевых дефицитов.

4. Снижение общего уровня заболеваемости в образовательных учреждениях на 20-30%.

5. Оплата питания в школьном кафе будет производиться по талонам и подконтролем классного руководителя, что обеспечит наиболее удобную систему взаимодействия. Организация расчётов за оказанные услуги через внебюджетные счета МБОУ.

6. Удобная, уютная зона кафе по типу «Кафе здорового питания «Веснушкино«», должна стать любимым местом отдыха и общения подростков, что, так или иначе, обеспечивает их дополнительным местом для проведения досуга. А девиз cети кафе -»Мы выбираем здоровье»- станет девизом для нашей молодежи.

7. Вкусная, полноценная пища, эстетика оформления блюд и помещения, продукты питания повышенной биологической и пищевой ценности, позволят привлечь в школьные столовые максимальное число подростков, повысить уровень их здоровья и эффективность профилактических мероприятий.

8. Повышение работоспособности школьников и студентов, повышение уровня успеваемости учащихся как минимум на 10%, счет снижения количества пропусков занятий по болезни и повышения внимания и памяти.

9. Повышение общего уровня культуры молодых,формирования у них навыков культурного общения и приема пищи в условиях предприятий общественного питания. Формирование моды на здоровье. Общий лозунг всех предприятий питания в образовательных учреждениях: «Мы выбираем здоровье!» — на подсознательном уровне обеспечит формирование у молодых людей естественной потребности здорового образа жизни.

10. Регулярный мониторинг здоровья, через систему действующих кабинетов и центра здоровья позволит обеспечить своевременный контроль резервов здоровья учащихся и существенно снизить риски развития различного вида заболеваний и формирования вредных привычек у молодого поколения региона.

Оценка полученных результатов.

Для оценки полученных результатов экспериментальной площадки «Школьное кафе – по типу «Кафе здорового питания «Веснушкино«», создается система мониторинга за организацией питания исостояния здоровья детей на базе школьного центра здоровья.

Критерии оценки обеспечиваются следующими показателями:

Статистические показатели:

- Качество приготовляемых блюд, соблюдение физиологических норм питания, персональный учет посетителей кафе;

- количество посетителей школьных кафе;

- среднее число проданных первых, вторых блюд, салатов;

- среднее количество проданных витаминных напитков;

- уровень заболеваемости среди школьников за учебный год в сравнении с предыдущим годом;

- учет заболеваемости по видам в сравнении с предыдущим годом;

- уровень успеваемости детей в сравнении с предыдущим учебным годом;

- число конфликтных ситуаций в детских коллективах в сравнении с предыдущим учебным годом;

- число спортивных достижений учащихся старших классов в сравнении с предыдущим годом;

Частные и интегративные (обобщающие) показатели:

- резервы адаптации;

-уровень иммунитета;

-оценка степени выраженности психо-эмоциональной нагрузки;

-уровень физического переутомления;

Углубленный скрининг (оценка функциональной активности):

- систем кровообращения;

- нервной системы;

- мозговой деятельности;

- дыхательных путей;

- органов зрения

-органов слуха;

-органов пищеварения и выделения;

- костно-мышечной системы;

- эндокринной системы;